Нынешние отношения между Турцией и Россией были ожидаемыми — политолог

Нынешнее состояние отношений между Турцией и Россией было ожидаемым, сказал на пресс-конференции в пятницу директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.

«Происходящее внутри Турции не могло привести к другому результату. Дважды были проведены парламентские выборы. Текущие геополитические процессы заставляли Россию быстрее принять решение, по меньшей мере, по проекту «Турецкий поток». Команда президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана заявила о поспешности России. За последние шесть месяцев официальные лица Турции озвучивали только беспокоящие Россию вопросы: «Турецкий поток» состоит из четырех газопроводов общей мощностью 63 миллиарда кубометров. Один из этих газопроводов мощностью 16,5 миллиарда кубометров был предусмотрен для внутреннего рынка Турции. Оставшиеся три должны были проходить по территории Турции в Европу. ЕС по политическим причинам был против проекта «Турецкий поток», — сказал Ахмедоглу.

По его словам, Турция заявила о том, что четыре газопровода построены не будут. «Затем их число было сокращено до двух. В итоге Турция заявила о строительстве одного газопровода, который должен был обеспечивать газом только саму Турцию. Эти заявления должны были беспокоить и беспокоили Россию. Президент Турции заявил, что проект «Турецкий поток» был приостановлен до инцидента с самолетом «Су-24», — сказал он.

Политолог отметил, что теракт против пассажирского самолета в Египте значительно повысил контакты ФСБ России с президентом страны Владимиром Путиным. «Скорее всего, в информации ФСБ были темы по Турции. Впоследствии это неоднократно проявлялось в заявлениях Путина. На таком негативном фоне Турция сбила российский «Су-24». Предпринятые Турцией шаги стали основанием для того, чтобы Россия сделала такие выводы, которые хотела сделать. Политика Турции стала непонятной: чтобы устоять и даже бороться с геополитическими атаками России, Турция восстановила сотрудничество с Израилем. Спустя некоторое время значительно выросло число неопределенностей со стороны Турции по отношению к Израилю. Турция вновь начала требовать прежних условий в связи с десятью погибшими в результате бомбардировки судна, перевозившего гуманитарную помощь Палестине», — сказал он.

По словам Ахмедоглу, самым непонятным является введение Турцией войск в Ирак и проведение военных учений на территории Ирака для курдов. «В этом шаге Турции два непонятных параметра: Турция, обвиняющая Россию в нарушении территориальной целостности, могла бы уважать территориальную целостность Ирака. Турция ведет борьбу против курдов на своей территории. Но по другую сторону горы Турция обучает молодых курдов на территории Ирака. Якобы эти курды будут бороться против ИГ. Однако правительство Эрдогана ничуть не интересует, будут ли затем эти обученные курды вести борьбу против Турции или нет. Удовлетворение появившейся политической амбиции для нынешних властей гораздо важнее опасности, которая может возникнуть в ближайшем будущем», — сказал он.

Политолог подчеркнул, что у Турции имеется стратегический недостаток в отношении к курдскому вопросу. «США хотели создать на территории Ирака государство для курдов. Этот шаг США был направлен именно на пользу Турции. Однако из-за того, что Турция сильно раздула курдский фактор, план США по созданию курдского государства на территории Ирака потерпел крах. Привлекающий внимание момент: по достигнутому тогда соглашению курдские боевики должны были покинуть территорию Турции и перейти в Ирак. Турция тогда впустила курдских боевиков в Ирак без оружия. Сейчас же она обучает и вооружает курдов на территории Ирака. Введение Турцией военной силы в Ирак было расценено последним как покушение на территориальную целостность страны. Правительство Ирака обратилось в ООН. Усиление позиции России, эффективная борьба против ИГ подтолкнули Ирак в сторону России. США попросили Турцию вывести свои войска из Ирака. Иран, Египет и Лига арабских государств выступили с очень резкими заявлениями против Турции из-за этого шага. Президент Турции Эрдоган назвал «нечестным шагом» жалобу властей Ирака в СБ ООН на присутствие турецких войск на севере страны. Несмотря на то, что Турция изначально заявляла о том, что не будет выводить войска из Ирака, затем она отказалась от этой позиции. Ирак заявил, что в случае, если Турция не выведет свои войска, он прибегнет к военным действиям», — сказал он.

По словам Ахмедоглу, Турция вынуждена закрыть границы с Сирией. «Этот вопрос актуализирован Россией. США поддерживают это предложение. Это, по меньшей мере, серьезный урон по имиджу Турции. После инцидента со сбитым «Су-24″ военная авиация Турции не реализовала ни одного полета в Сирии в рамках антитеррористической коалиции. Турция не в силах закрыть пролив Босфор для военных судов России. Действует конвенция Монтрё. С другой стороны, в случае закрытия Турцией пролива Босфор, Россия перекроет подачу газа Турции, что является самым большим опасением страны. Поэтому Турция подписала с Катаром соглашение о поставках двух миллиардов кубометров сжиженного газа в год. Кроме того, Турция намерена расширить военное сотрудничество с Катаром и создать военную базу на территории Катара. Президент Турции побывал с визитом в Саудовской Аравии. Главной целью визита было достижение поддержки в ситуации с Россией», — сказал он.

Как отметил Ахмедоглу, США пытаются снизить напряженность между Россией и Турцией. «По мнению Путина, Турция сбила российский «Су-24» по указанию США. Эту мысль российский лидер высказал на ежегодной пресс-конференции в очень оскорбительной для турецкого руководства форме. Заявление Эрдогана о том, что он «уйдет в отставку, если будут доказаны факты покупки Турцией нефти у группировки «Исламское государство», используется сейчас российскими политиками против самого президента Турции. Напряженность между правительством Эрдогана и Россией вдохновила и внутреннюю оппозицию Турции. Лидер оппозиционной Демократической партии народов (HDP) Салахаттин Демирташ совершил визит в Россию, где встретился с главой МИД страны Сергеем Лавровым. Президент и премьер Турции осудили этот шаг Демирташа. Прокуратура страны начала расследование. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу не упускает возможности встретиться с официальными лицами России. Несмотря на то, что после встречи с Лавровым на министериале ОБСЕ в Белграде Чавушоглу сделал положительное заявление, Лавров сообщил, что глава МИД Турции не сказал ничего нового. Чавушоглу встретился в Туркменистане со спикером Совфеда России Валентиной Матвиенко. Кроме того, глава МИД Турции интенсифицировал связи и с русской общиной в Турции. Президент и премьер-министр Турции часто озвучивают оптимистичные заявления о нормализации отношений с Россией. Россия понимает, что нынешнее состояние отношений с Турцией создает проблемы и для нее самой. Однако Путин периодически подписывает распоряжения и указы о расширении санкций против Турции. Премьер Турции Ахмет Давутоглу во время визита в Сербию обратился к президенту страны Томиславу Николичу с просьбой выступить посредником в налаживании отношений между Москвой и Анкарой, на что сербский лидер ответил отказом. Он заявил, что передаст слова турецкого премьера России. Во всяком случае для Турции сейчас очень важно обозначить точные параметры курса внешней политики и представить это в открытой форме. Делать оптимистичные заявления о расширении сотрудничества с Россией и в то же время демонстрировать свои амбиции и озвучивать антироссийские мысли не принесет успеха Турции. Правительство Эрдогана обладает потенциалом устранить это парадоксальное и противоречивое положение, нормализовать отношения с Россией и открыть новый этап развития для Турции. Вера России в этот потенциал очень важна для всех, в первую очередь, для нее самой», — сказал Ахмедоглу.

Ünvan: Mirqasımov küç. 4/41 Bakı AZ1007, Azərbaycan

Tel / Fax : (+99412) 4410924

Tel: (+99412) 4378247

E-mail: [email protected]

1905.az STUDIO