В последнее время мы являемся свидетелями того, как активно Европейский союз работает в направлении реализации проекта строительства Транскаспийского трубопровода, по которому туркменский газ может попасть в Европу. Вопрос заключается лишь в том, на какие риски готова пойти Европа, чтобы добиться успешной реализации этого проекта?
Подобная заинтересованность Брюсселя в туркменском газе не удивляет. ЕС необходимы крупные объемы газа, а Ашхабад вполне может их предоставить. В настоящее время речь идет о готовности Туркменистана поставлять ежегодно в Европу 30 миллиардов кубометров газа, и такие объемы вполне способны удовлетворить ЕС, ищущего альтернативные источники.
В то же время при наличии огромного интереса и воли сторон остается нерешенным большое количество вопросов практического характера. Так, до сих пор непонятно, кто конкретно будет строить трубопровод, а главное — на какие деньги.
Еврокомиссия предлагает создание некоего консорциума, который состоял бы из ведущих европейских компаний и непосредственно контролировал бы процесс реализации проекта, в том числе занимался бы и инвестиционной частью. Однако сложившиеся в последнее время международные экономические тенденции могут попридержать желание компаний идти на определенные финансовые риски.
Другой фактор, способный существенно затянуть имплементацию проекта, — проблема нерешенного статуса Каспия. Это еще один вопрос, в котором ЕС предстоит проявить твердость и решительность.
Что касается Азербайджана, то страна всячески поддерживает проект Транскаспия и готова стать транзитером туркменского газа. Другое дело, что Баку пока не особо заинтересован тратить на Транскаспийский трубопровод деньги.
Дело в том, что Азербайджан в данный момент реализует проект «Южный газовый коридор», который сам же и инициировал. И все внимание Баку направлено именно на планы по ЮГК. Вообще, фактические на сегодняшний день именно Азербайджан делает больше всех остальных для того, чтобы в Европу поступил газ, альтернативный российскому. А проект Транскаспийского трубопровода пока можно рассматривать на перспективу.
Конечно, определенная работа уже проделана. В частности, стороны договорились создать постоянную рабочую группу, которая будет состоять из представителей Азербайджана, Туркменистана, ЕС и Турции и займется проработкой вопросов транспортировки туркменского газа в Европу.
Решение остальных вопросов все еще требует большого количества времени. Брюссель же таким не располагает. Решать вопросы и переходить от слов к делу Европе нужно здесь и сейчас.