Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы в Москве перед вылетом в рамках гастролей объединенного оркестра СНГ в Баку и оттуда в Ереван дал интервью армянской газете «Азг».
На вопрос армянского издания о том, как складывались взаимоотношения в советские годы в Азербайджане с армянами, Полад Бюльбюль оглы ответил, что «Азербайджан никогда не был мононациональной страной. Это очень важный аспект и о нем знают все».
Дипломат отметил, что и ныне Азербайджан не стал мононациональной страной, а говоря о столице, он сказал, что «Баку — уникальный город».
«Он конгломерат добрых и, слава богу, не утраченных традиций национальной и конфессиональной толерантности. И в нем по-прежнему бок о бок с азербайджанцами комфортно живут русские, евреи, грузины, украинцы, представители с десятка других больших и малых народов. Наш город — это как большой, дымящийся и животворный восточный казан, который и накормит досыта, и обогреет своим теплом. И армяне были вписаны в эту среду по всем параметрам и критериям общественной жизни. Никто не станет отрицать, что большинство бакинских армян жили хорошо, работали на ключевых должностях, заседали в парламенте. Но, к огромному сожалению, те, кто зачинал конфликт, меньше всего думали о судьбе бакинских армян. Могу сказать, что в Баку и сегодня живет более 30 тысяч армян», — сказал Полад Бюльбюль оглы.
На вопрос о том, можно ли будет разрешить армяно-азербайджанский конфликт и преодолеть вражду, азербайджанский дипломат сказал: «В нашем случае, я уверен, трудный момент вражды будет преодолен еще быстрее. На Кавказе всегда были непреложные законы соблюдения достигнутых соглашений. Обычаи, в том числе объявление о мировой, здесь не обсуждаются, а выполняются. Народам нечего делить, кроме права жить и чувствовать себя людьми».
Армянское издание поинтересовалось, почему всесоюзно известный композитор, певец, ныне посол Полад Бюльбюль оглы ныне заявляет, что «он готов взять в руки оружие» ради восстановления территориальной целостности Азербайджана.
В ответ Бюльбюль оглы сказал, что нельзя сравнивать ситуацию, имевшую место в период Советского Союза, когда все жили в одной стране. «Помню, что двери отцовского дома всегда были открыты настежь. И в нем, помимо огромного числа друзей со всего света, бывали Гоар Гаспарян, Арам Хачатурян. Рядом с творениями Узеир-бека спокойно уживались мелодии Саят Новы», — отметил дипломат.
Посол отметил, что ныне ситуация совершенно другая и Азербайджан столкнулся с агрессией со стороны Армении. «Моя позиция в этом вопросе достаточно проста: как гражданин мира, деятель культуры, дипломат, да и просто отец троих детей я готов до конца отстаивать мирное разрешение этого конфликта и делать для этого все возможное. А что касается вопроса об оружии, если все иные пути иссякнут, то что же нам остается сделать? Это справедливо по всем людским законам. Я просто обязан личным примером убедить своих детей, что святость долга перед Родиной, преданность ей — не просто суетные слова», — сказал Бюльбюль оглы.
Армянское издание также поинтересовалось тем, «почему молодое поколение азербайджанцев более агрессивно к армянам в отличие от старшего поколения».
«Несмотря на то, что в 1994 году было объявлено соглашение о прекращении огня, мы находимся в состоянии фактической войны более 20 лет. Агрессивность людей, особенно рядовых граждан, несущих тяготы войны на своих плечах, понять нетрудно. Более миллиона наших сограждан стали беженцами в собственной стране. Ежедневные обстрелы, гибель мирных людей, не говоря уже о военных потерях, стали обыденностью жизни на линии соприкосновения огня.
Выросло целое поколение «детей Карабахской войны», лишенных самых элементарных атрибутов нормального детства. Конечно, руководство Азербайджана делает все возможное для экономической и социальной поддержки беженцев. Но людям этого мало, они хотят вернуться к родным очагам, наладить быт, упорядочить жизнь своих семей. Они устали от неопределенности, разочарования в справедливости миропорядка. Если быть до конца искренним, многие из них жаждут реванша за свои страдания и боль. И осуждать их по большому счету неправильно»,- сказал он.
Бюльбюль оглы ответил на вопрос армянской газеты о том, насколько эффективно для разрешения конфликта продолжение визитов делегации представителей интеллигенции двух стран в Ереван, Баку и Ханкенди.
«Я навсегда запомнил миг, когда пришел в Шуше в дом своих предков. От Дома-музея Бюльбюля осталось, пожалуй, только название. Живущая поблизости соседка-армянка, узнав меня, подошла. Она старалась утешить меня. Как бы извиняясь, она спешила уверить в том, что будет заботиться о нашем доме. Я взял там несколько пригоршней земли, которую потом привез в Баку и посыпал на могилы Бюльбюля, Узеира Гаджибекова и Сулеймана Алескерова. Так было положено начало диалогу гражданского общества. Потом, в 2009 году, мы организовали еще одну поездку, но уже в более расширенном составе, включая представителей парламентов обеих стран. Затем в Москве прошли встречи депутатов, журналистов.
У нашей инициативы сегодня много сторонников, но и противников немало. Но опыт показывает, что в памяти веков остаются только добрые дела, умение соотносить проблемы со здравым смыслом, правильно выбирать жизненные ориентиры», — резюмировал Бюльбюль оглы.